Жизнеописание протоиерея Василия Смирнова (1874 - 1938 г. г.)

Доклад для городской краеведческой конференции

Котова Матвея Дмитриевича (9 класс)









«Жизнеописание протоиерея Василия Смирнова (1874 - 1938г.г.),
проведшего последние годы своего служения в с. Марьинское Ивановской области и расстрелянного в г. Иваново.»








Образовательная организация: ДЮЦ №1,
центр «Лидер».

Преподаватель: педагог дополнительного образования А.Е. Голубев.




Иваново 2016



1. Введение.

Следующий, 2017-й год, - год страшного юбилея. Исполнится 100 лет с тех пор, как революция 1917 года навсегда изменила ход Российской истории. Можно по-разному оценивать достижения Советского режима и по-разному к нему относиться, но, в любом случае, необходимо признать многочисленность безвинных жертв, принесенных на алтарь коммунистической идее. Этот вопрос не может не волновать, ведь за каждой цифрой, за каждой фамилией в списке репрессированных за первые десятилетия Советской власти стоит судьба человека, слезы и боль его родных и близких.
Наш край — не исключение из общего правила. Ивановская земля, как «родина первых Советов», была обагрена кровью раньше других и уж точно не в меньшей степени. Возможность прикоснуться к истории молчаливого подвига людей, живших рядом с нами и не отрекшихся от своих убеждений, от своей веры, не пренебрегших милосердием даже несмотря на смертельную опасность — большое счастье. А в наше секулярное время пример подвижничества, благочестия и жертвенности является необходимым условием для формирования духовно-нравственных основ общества. И история оставила нам свидетельства еще недавнего пребывания в этом мире людей, чья жизнь достойна подражания.
Таким служителем любви Христовой был протоиерей Василий Смирнов. По месту рождения он не связан с Ивановской землей, хотя и родился недалеко. Но последние два года своего служения он провел в с. Марьинское  нынешнего Фурмановского района и был расстрелял в г. Иваново. Удивительно то, что история его жизни смогла появиться впервые в печати (в 1995 г.) благодаря милосердному поступку, совершенному им в 1928г.. Он дал в своем доме приют двум старикам, и старики эти были супругами Нилус. Знаменитый не только в Росси, но и по всему православному миру писатель был гоним всюду, и предоставление ему крова было равнозначно подписанию самому себе ордера на арест. Когда запрет с имени С.А. Нилуса был снят – биографы стали изучать материалы, и, говоря о конце земного пути Сергея Александровича – стали упоминать имя протоиерея Василия Смирнова. А в вышедшем в упомянутом 1995-ом году сборнике «Неизвестный Нилус» была помещена мемуарная статья воспоминаний М.В. Смирновой-Орловой, дочери священника [1]. Все дальнейшие исследования жизни отца Василия базировались на этих воспоминаниях.
В 2007 году выходит статья в 4-ом номере «Московского журнала» [2], она представляет собой пересказ тех же воспоминаний, незначительно отредактированных. Но вот к 2010 году на сайте Православного Свято-Тихоновского Университета помещается подробное исследование [3] с более точной датировкой этапов жизненного пути священника, сделанной при использовании архивных документов. И, наконец, в 2015 году внучка отца Василия, Ю.Л. Адамия, выступает с докладом про своего деда на заседании секции по новомученикам в Успенском женском монастыре г. Александров [4]. Ее доклад содержит наиболее полные сведения, в нем приведены фотографии и документы, которые я также использовал в своей работе. Остальные источники включают в себя материалы по частным вопросам и ссылки на них приведены в конце работы. Огромную помощь в сборе информации оказал фурмановский краевед Олег Львович Колесников, создатель интернет-группы «Середской краевед» [5], предоставив первичную информацию и давший направления дальнейшим поискам.
Цель моей работы — рассмотреть не только период жизни отца Василия в Марьинском. Взятый отдельно, он не может раскрыть всю полноту характера и условий формирования личности этого скромного пастыря, не сможет показать глубину его смиренного подвига. Поэтому я буду рассматривать все жизнеописание протоиерея Василия Смирного целиком, отмечая поворотные этапы в его судьбе, которая приведет в итоге земного существования в его собственный Гефсиманский сад – тихое село Марьинское и на его собственную Голгофу – тюрьму города Иванова.
В мои задачи входит: 1) проследить период становления личности отца Василия, выделяя период от детских лет до рукоположения в сан иерея (1874-1899); 2) рассмотреть период духовного созревания, позволивший принять судьбоносное для него и его семьи решение о предоставлении приюта супругам Нилус (1899-1929); 3) изучить обстоятельства выселения семьи Смирновых,  первого ареста отца Василия и его пребывания в концлагере (1929-1933); 4) объединить и систематизировать данные о последних годах жизни отца Василия, его втором аресте и гибели (1933-1938); и, в итоге, 5)  собрать сведения о посмертной реабилитации и возможной канонизации. Для удобства реализации поставленных задач Основная часть моей работы разделена на соответствующие подотделы.


2. Основная часть.

2.1. Жизнеописание протоиерея Василия Арсеньевича Смирнова с 1874по 1899 г.г.

В статье, вышедшей в «Московском журнале» №4 в 2007 году приводится жизнеописание протоиерея Василия Смирнова, составленное на основании воспоминаний его дочери М.В. Смирновой-Орловой (1906-1997), опубликованных в 1995 г. в составе двухтомного сборника «Неизвестный Нилус»[1]. Сборник включал в себя ряд не публиковавшихся ранее произведений и материалы к биографии выдающегося русского духовного писателя Сергея Александровича Нилуса. Сведения в этих двух статьях расходятся только относительно трех дат: даты окончания протоиереем Василием Владимирской духовной семинарии,  даты рукоположения во диаконы и рукоположения во священники. По воспоминаниям дочери он окончил семинарию в 1896, тогда как в статье «Московского журнала» указана дата 1895 год. Даты рукоположения во диаконы разнятся между 1898 и 1896 годами соответственно, а во священника — между 1900 и 1899. На основании исследования, проведенного и опубликованного сотрудниками Православного Свято-Тихоновского Университета в 2010 г. [2], в котором годом окончания семинарии обозначен 1895 год, годом первого рукоположения обозначен 1896, а второго – 1999, и на основании того, что сама Мария Васильевна упоминает некоторые даты как «примерные», тогда как исследователи последних лет имели возможность ознакомления с архивными документами[3], мы возьмем за основу хронологию, приведенную на сайте ПСТГУ. Таким образом, мы имеем следующие сведения.
Василий Арсеньевич Смирнов родился 19 января 1874 года в селе Якимово Суздальского уезда Владимирской губернии в семье сельского причетника или дьячка. Отец его умер, когда Василию было около восьми лет, и на попечении матери - Екатерины - осталось четверо детей: две дочери и два сына. Семья бедствовала. Родство матери с архиепископом Волынским и Житомирским Агафангелом помогло определить братьев - Василия и Ивана - в духовное училище. Мальчики успевали, видимо, неплохо, и после окончания училища их приняли во Владимирскую духовную семинарию, которую Василий окончил в 1895 году по второму разряду. Поступил учителем в Ивипповскую церковно-приходскую школу Шуйского уезда. Тогда же он женился на Юлии Алексеевне Соколовой - дочери дьякона из села Абакумово Владимирской губернии. (См. Приложение 1, фото 1, 2) В 1896 году рукоположен во диакона и служил в Борисо-Глебском храме г.Владимира (храм не сохранился). В 1899 году рукоположен во священника архиепископом Владимирским и Суздальским Сергием (Спасским) и определен в Успенский храм села Крутец Александровского уезда Владимирской губернии.

2.2. Служение в селе Крутец до приезда С.А.Нилуса (1899 – 1928).

Село Крутец Александровского уезда Владимирской губернии получило такое название, вероятно, из-за своего местоположения - на высоком крутом берегу реки Серой. По церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы село именовалось еще Успенским. Церковь эта была очень древняя (см. Приложение 2).
Когда отец Василий с супругой приехали в Крутец, общество поставило им дом, в котором они прожили 30 лет. Здесь у них появилось на свет восемь детей, двое из которых умерли в младенчестве. По воспоминаниям дочери, семья была дружная, дети с малых лет приучались к труду, помогая родителям и по хозяйству, и в храме. За богослужением старшие дети уже с шестилетнего возраста могли читать псалмы. В доме имелась хорошая библиотека, по вечерам часто устраивались семейные чтения (см. Приложение 1, фото 3, 4).
Отец Василий старался дать детям хорошее образование. Мария, Сергей и Александра  (старшие дети) учились в гимназии в Александрове. Мария, кроме того, брала уроки музыки и иностранных языков. Девушка обладала и недюжинными литературными способностями. Она даже поступила в Литературный институт, но по своему социальному происхождению (как дочь священника) не смогла там учиться. Сергей хорошо рисовал и после гимназии поступил во ВХУТЕМАС, однако и ему пришлось прекратить обучение по той же причине.
Дом Смирновых отличало неиссякаемое радушие. Постоянно гостили родственники. Подолгу жила у отца Василия его мама, принявшая к тому времени монашеский постриг. Тесть Алексей Михайлович (см. Приложение 1, фото 5), вышедший уже за штат, в последние годы также жил в Крутце - присматривал за младшими детьми, в качестве диакона безвозмездно служил в храме.
Добрые, дружеские отношения сложились у него с владельцем имения в Крутце [4] (см. Приложение 1, фото 6) – Павлом Васильевичем Зубовым.  Дружили и дети. В архиве Зубовых, хранительницей которого является внучка Павла Васильевича Зубова – Мария Васильевна, сохранилась фотография матушки Юлии с Клавдией Зубовой (см. Приложение 1, фото 7), а также, по свидетельству внучки отца Василия,  несколько писем, написанных отцом Василием Наталии Митрофановне и Павлу Васильевичу Зубовым в московский их дом на Таганке (см. Приложение 1, фото 8).
Прихожане любили своего батюшку за отзывчивость, доброе отношение. Многие жители деревни Новинки приходили на праздничные службы в Крутец, хотя ближе к этой деревне был Успенский монастырь в Александрове. Мария Васильевна в своих воспоминаниях пишет: «Служение моего отца было очень внушительно. Он каждое слово произносил четко, и все, что произносилось во время службы, все было ясно слышно, и голос у него был очень хороший, приятный. И служба всегда была очень красивая. Служил он просто, но каждое слово произносил прочувствованно. Мы, дети, ходили в храм, когда там была служба, и я запомнила церковную службу именно благодаря такому его служению - если можно сказать, благоговейному». Ей вторит другая дочь, Валентина Васильевна [5]: «Папа служил так, что у него каждое слово было понятно. Поэтому я долго не могла слушать службу других священников».
Приход Успенской церкви был небольшим, соответственно, семья жила скромно. Отец Василий сам пахал, косил, заготавливая сено для скота. По воспоминаниям Марии Васильевны, «у него была такая черта характера - все делать очень тщательно, аккуратно, поэтому земля была хорошо вспахана, хорошо обработана, и урожаи были выше, чем у многих крестьян. Хотя то же самое все было, что у других». Односельчане часто обращались к нему за советом. Он многое знал, выписывал специальную литературу. Крестьяне так и говорили: «Наш батюшка - агроном», неизменно приглашали его на сельские сходы.
Многочисленные домашние и хозяйственные заботы отца Василия никогда не мешали главному - церковному служению. Даже во время болезни он не позволял себе пропускать службы.  В 1904 году стараниями отца Василия перестраивался храм, в частности была построена новая колокольня. Планировалась и полная перестройка храма по заранее утвержденному проекту [6] (см. Приложение 1, фото 9). Проекту этому не суждено было сбыться, но на месте разрушенного в недавнее время возведен новый деревянный храм Успения (см. Приложение 1, фото 10).
За период с 1899 по 1930 год он был награжден набедренником [7], камилавкой, наперсным крестом, медалью на Георгиевской ленте, удостоился сана протоиерея.




2.3 Предоставление приюта Сергею Александровичу и Елене Александровне Нилус, выселение и первый арест (1928-1930 г.г.)

После 1917 года семье отца Василия, как и всем православным людям, пришлось перенести много испытаний. Однако вплоть до 1929 г. открытым гонениям семейство священника не подвергалось и, возможно, еще долго мог бы служить спокойный и добрый батюшка на своем небольшом приходе, охраняемый любовью и уважением односельчан. Поворотным в его жизни стало событие, свидетельствующее об исключительном милосердии и смелости как самого отца Василия, так и членов его семейства.
 Известный своими духовными произведениями не только в России, но и во всем мире, мыслитель, писатель, общественный деятель Сергей Александрович Нилус (см. Приложение 1, фото 11), остался в 1926 году со своей супругой Еленой Александровной [8] без крова. С 1924 по 1926 года он неоднократно подвергался арестам, но каждый раз, хранимый Божием провидением, был отпускаем. [9] После последнего ареста был выпущен с запретом проживать в крупнейших городах Советского Союза. Зимой 1926 года они с супругой оказались в Александровских краях. Приюта они сперва здесь не нашли, так как люди, к которым им посоветовали обратиться, побоялись их пустить, и они вынуждены были уехать. Отец Василий, узнав об этом, сказал, что он бы не побоялся, и с помощью зятя Льва Александровича Орлова, узнавшего адрес их пребывания в Чернигове, передал, что с радостью готов принять их в своем доме[10].
В конце апреля 1928 года Сергей Александрович и Елена Александровна приехали в Крутец. Сохранилось трогательное вещественное свидетельство пребывания супругов у семьи Смирновых – небольшая акварель, выполненная Еленой Александровной (см. Приложение 1, фото 12).
Хотя пребывание их в Крутце оказалось недолгим. Уже в начале 20-х годов здоровье Нилуса было сильно подорвано, а после арестов, пребывания в тюрьмах и многих пережитых волнений, болезни истощили силы 67-летнего писателя. Сергей Александрович скончался 14 января 1929 года, в навечерие праздника преподобного Серафима Саровского, которого очень почитал. Похоронен возле Успенского храма. Несмотря на постигшее храм разрушение [10] и разорение кладбища, его могила сохранилась, а верными почитателями памяти был в недавнем времени установлен на могиле осьмиконечный крест [11] (см. Приложение 1, фото 13).
В своих воспоминаниях Мария Васильевна Смирнова-Орлова писала: «Отцу моему выпала честь приютить этого замечательного человека в последний год его жизни и проводить его в последний путь…» Ни слова не то что упрека – вздоха сожаления  не увидим мы в ее рассказе. «Выпала честь приютить»… Эти слова свидетельствуют о величайшем смирении и чистоте помыслов дочери отца Василия. Каковы были батюшка с матушкой, такими были и их дети. А ведь именно то, что их семья приютила у себя пожилых супругов, послужило причиной дальнейших гонений.
Спустя два месяца после кончины С.А. Нилуса семью Смирновых выселили из дома, в котором они прожили 30 лет. Документальных свидетельств о выселении не сохранилось, мы знаем из воспоминаний М.В. Смирновой-Орловой, что они «ютились в сарае. А к осени построили небольшой домик в саду, где прожили до февраля 1930 года».
4 февраля 1930г. отца Василия арестовали. На удивление быстро, в один день собрали весь обвинительный материал: постановление о принятии дела к производству, отношение Холоповского сельсовета о выселении Смирнова со всей его семьей и конфискации всего имущества, протокол партийного собрания Холоповской ячейки с тем же постановлением, протоколы опроса троих свидетелей и постановление о мере пресечения. На следующий день было готово постановление о привлечении в качестве обвиняемого по статье 58 п.10 УК РСФСР.
В ходе следствия В.А. Смирнов обвинялся в агитации против коллективизации, в агитации против закрытия церквей, в «тихоновской ориентации», в связи с административно высланными, в дружбе с «помещиком» Зубовым. На все эти обвинения отец Василий ответил: «Виновным в предъявленном мне обвинении я себя не признаю. Никакой агитации я ни на собраниях, ни в частных беседах не вел» [12].
В обвинительном заключении от 13 февраля 1930 года было сказано: «Вел явно скрытую антисоветскую агитацию, направленную к срыву проводимых советской властью мероприятий». Следственное дело направили на внесудебное разбирательство в Особом Совещании при Коллегии ОГПУ, где 20 февраля 1930 года постановили: «1/. Смирнова Василия Арсеньевича заключить в концлагерь сроком на три года. 2/. Семью выслать из Ивановской Промышленной Области. 3/. Имущество конфисковать». (См. Примечание 1, фото 14)
Все имущество было конфисковано и семья выселена из дома еще в день ареста — 4 февраля. Юлию Алексеевну с четырьмя детьми приютила (с риском для себя) добрая женщина из деревни Новинки Ольга Андреевна Захарова. Спустя некоторое время дочерей Александру и Валентину родственники забрали во Владимир, а Юлия Алексеевна с двумя младшими детьми перебралась к сестре под Петушки (станция Леоново). Потом им предоставил часть своего дома священник Богоявленской церкви отец Алексий Успенский, который вскоре тоже был арестован, выслан и, как говорили, погиб на этапе.
По воспоминаниям дочери, заключение отец Василий отбывал в селе Бакарица Архангельской области и в Коми АССР в городах Сыктывкаре и Котласе. Но документально это подтвердить не удалось, так как в Госархиве (по словам Ю.Л. Адамия) этих данных не оказалось.

2.4. Возвращение из концлагеря и служение в Марьинском.

В воспоминаниях М.В. Смирновой-Орловой датой возвращения обозначен 1935 год. Очевидно, для детей разлука с отцом показалась долгой, и, наверно, поэтому они думали, что его осудили на 5 лет. Когда же, освободившись из заключения, он вернулся (самое раннее, осенью 1933 года; к сожалению, точной даты освобождения документально установить также не удалось [13]), то дети поняли это как досрочное освобождение за хорошую работу, т.к. младшая дочь Юлия Васильевна вспоминала, что она видела в документах отца благодарность за помощь в пекарне.
Когда отца Василия освобождали, то спросили, чем он собирается заниматься. На что он ответил: «Вероятно, тем же, чем занимался».
После освобождения он приехал в Москву в семью старшей дочери, оттуда вернулся в Крутец, где узнал, что церковь занята обновленцами. Тогда его направили в село Афанасьево в церковь Иоанна Богослова, но и её вскоре закрыли [14]. В ожидании назначения, чтобы материально поддержать свою семью, отец Василий устроился работать в лесничество, и занимался тем, что окапывал елочки. Внезапно он заболел: стали непроизвольно закрываться глаза.
В 1935 году отца Василия направили служить в церковь Живоначальной Троицы села Марьинское Середского (ныне Фурмановского) района Ивановской области (см. Приложение 1, фото 15-25). Храм этот в полуразрушенном виде можно увидеть и сейчас. В книге В.И.Казариновой «От Плеса до Сараева», вышедшей в 1978 году мы можем встретить следующее описание давно закрытого для богослужений храма [15]: « В селе Марьинском, расположенном на старинном тракте, издавна соединявшем Нерехту с Шуей, можно познакомиться с редким образцом храма, у которого «восьмерик на четверике» завершён не одной главой, как это обычно бывает, а ладно скомпонованным пятиглавием.
Эта большая трёхчастная сельская церковь, сооруженная в 1778 году, - ещё одно свидетельство своеобразного «запаздывания» провинциальной архитектуры в своём развитии. В то время как в Москве и Петербурге уже господствовал классицизм, в сёлах Нерехтского края продолжали строить храмы в традициях прошлого столетия. Вместе с тем провинциальные зодчие умело преображали традиционные формы на свой лад, заставляя их звучать по-новому и создавали, таким образом, оригинальные архитектурные произведения, хорошо сочетающиеся с местным ландшафтом. Такова и Троицкая церковь в Марьинском. Одно из главных её достоинств – продуманность общей композиции, органическая связь с окружающей средой.
Равные по высоте шатровая колокольня и летний храм соединены низкой двустолпной трапезной. Объёмы всех частей здания, как и  холм, на котором он стоит, массивны и красивы.
С тяжёлыми формами храма резко контрастирует его лёгкий хрупкий декор. Тончайшие колонки украшают углы восьмерика. Великолепен узор «городков» опоясывающих все части здания.
Пройдя через узкий проход, попадаешь в довольно обширную трапезную, за ней – в небольшую, по площади, но высокую церковь, которая кажется просторной, праздничной. Это впечатление усиливает живопись, захватывающая своим размахом, смелой композицией, изяществом и красотой линий, ярким колоритом. Особенно запоминается изображение «Страшного суда» на западной стене четверика и восьмерика. Поражает её грандиозный размер, динамика композиции, чрезвычайная насыщенность фигурами, данными в самых разнообразных ракурсах и поворотах, драматизм событий (см. Приложение 1, фото 23,24). Можно долго любоваться тонкостью письма, отточенностью рисунка, прозрачными и чистыми красками».
По контрасту с нынешним состоянием, бросаются в глаза такие детали в описаниях как «тончайшие колонки, украшающие углы восьмерика», «узор «городков» опоясывающих все части здания», «живопись, захватывающая ярким колоритом». Сейчас мы этого уже не сможем увидеть. Из вышеприведенного описания и на основании фотографии фрагмента внутренней росписи храма можно сделать вывод, что за последние четыре десятилетия храм пришел в еще большее запустение и, к сожалению, процесс обветшания продолжается по сей день в связи с недостатком средств на реконструкцию[16].
Когда отец Василий приехал в Марьинское в 1935г. и стал служить — болезнь (непроизвольно закрывающиеся глаза) — прошла. Он купил там домик, и вскоре Юлия Алексеевна переехала к нему. А младшие дети остались в Петушках со своей старшей сестрой Валентиной, которая к тому времени вышла замуж, и учились там в школе. В Марьинском отец Василий прослужил около двух лет до своего второго и последнего ареста.

2.5. Второй арест и расстрел.

В ночь с 23 на 24 декабря отец Василий был арестован и заключен в тюрьму. В архивах найдено постановление об аресте (см. Приложение 1, фото 25). Свидетели, допрошенные заранее – 17 и 18 декабря, показали, что «Смирнов настроен против политики ВКП (б) и Советской власти враждебно и ведет антисоветскую агитацию среди колхозников». Отцу Василию было предъявлено обвинение в проведении контрреволюционной агитации среди колхозников и создании контрреволюционной группы церковников (ст.58 – 10, 11 УК РСФСР). Виновным себя отец Василий не признал и показания свидетелей назвал ложными.
29 декабря 1937 года тройка УНКВД Ивановской области постановила: Смирнова В.А. расстрелять. Лично принадлежащее ему имущество конфисковать.
Юлия Алексеевна рассказывала дочери Марии, что в день ареста отправилась в тюрьму, чтобы передать ему самое необходимое, но передачу не приняли, сказав, что такого заключенного у них нет. Она поехала в Москву, много раз ходила на Лубянку, выстаивала долгие очереди, надеясь что-то узнать о судьбе мужа. Наконец ей ответили: «Осужден на 25 лет без права переписки». Когда стали реабилитировать жертв массовых репрессий, стало известно, что эта фраза служила обозначением смертного приговора. Много лет спустя родственники отца Василия узнали, что он был расстрелян 8 января 1938 года в тюрьме города Иваново.

2.6. Реабилитация и вопрос канонизации.

В1989 году протоиерей Василий Смирнов был реабилитирован по 1930 году и по 1937 году репрессий [17]. На заявление сына Алексея Васильевича о месте захоронения Василия Арсеньевича Смирнова ответили, что точное место захоронения неизвестно, но в Иваново тогда было два места захоронения: одно – на кладбище в Балино, другое – на старообрядческом кладбище. На кладбище в Балино места захоронения как такового нет, хотя и стоит стела со звездой в память о жертвах политических репрессий. Но в 2000 году при входе на кладбище построен красивый белый храм Петра и Павла. Территория старообрядческого кладбища сейчас передана Успенскому мужскому монастырю, и, по странному совпадению, адрес монастыря — улица Смирнова, 76. В память о всех похороненных на кладбище там был установлен поклонный крест, где теплится неугасимая лампада.
В 2015 году внучка отца Василия Ю.Л. Адамия (см. Приложение 1, фото 26) выступила с докладом про своего деда на заседании секции по новомученикам в Успенском женском монастыре г. Александров. Однако сведений о решении комиссии по данному вопросу я найти не смог. Проживающий в городе Фурманов исследователь родного края, создатель группы «Середской краевед» [18] О.Л. Колесников изучал данный вопрос  и поделился со мной результатами своих изысканий. Он рассказал, что в книге протоиерея Владимира Цыпина «История Русской Церкви» отец Василий Смирнов назван священномучеником, в статье В. В. Боравской «Невольник чести. Крутецкая трагедия» (газета «Голос труда». Александров, 2 февраля 2005 г.) - новомучеником. Однако какие-либо официальные сведения о его канонизации О.Л. Колесников не нашел, в том числе и в списке Новомучеников и Исповедников, подвизавшихся на Владимирской земле, приведенном по данным храма Новомучеников и Исповедников Владимирских (пос. Галицы, Владимирской обл.).
Однако и сведений об отказе в канонизации мы не обнаружили. Остается предположить, что вопрос о причислении протоиерея Василия Смирнова к лику святых на данный момент находится в процессе рассмотрения.


3. Заключение
Научно доказано, что человеку при рождении передаются определенные свойства характера и черты. А в процессе воспитания оформляется и закрепляется тип сознания, менталитет и мировоззрение. Рождение отца Василия Смирнова от бедных, но труждающихся в храме и живущих духовной жизнью людей не могло не повлиять на формирование его личности. Благочестивое воспитание, полученное им, обучение в Духовном училище и семинарии безусловно является тем фундаментом, на котором был построен весь его жизненный путь.
Начав свое пастырское служение в с.Крутец, на протяжении 30 лет отец Василий совершенствовался и возрастал духовно, проявляя себя как священник, семьянин и даже агроном. Мы не можем в полноте представить себе ту внутреннюю работу, которая проходила в нем. Но нам доступно созерцание ее итога, а именно благородный и смелый поступок, который он совершил по отношению к супругам Нилус.
Стойкость человеческого духа проявляется не в условиях довольства и благополучия, но в бедах и лишениях. Отец Василий, как и вся его семья, мужественно пережили выселение из своего дома, а потом и арест главы семьи. Мы не располагаем сведениями относительно пребывания священника в концлагере, но одно то, что на вопрос «Чем вы планируете заниматься после освобождения?» он ответил, что собирается снова приступить к иерейскому служению, — одно это свидетельствует о непоколебимости его веры и жизнелюбии.
Сохранилось не так много свидетельств о последних годах жизни отца Василия, некоторые из них были почерпнуты из разных источников и объединены в соответствующем разделе. Также мне хотелось показать, в каком прекрасном месте прошли последние два года служения батюшки, для этого я использовал краеведческие материалы о с. Марьинском [1] и беседовал с благочинным Фурмановского района.
Говоря о памяти протоиерея Василия Смирнова, прежде всего следует отметить, что историческая справедливость была восстановлена еще до крушения СССР, и он был реабилитирован [2].
Вопрос же канонизации остается по сей день открытым, но, возможно, когда-нибудь мы увидим этого доброго пастыря в числе святых на иконах. Будет ли это или нет — решать не нам, но и без официального признания святости, жизнь этого человека являет образец духовно-нравственной высоты, к которой нам следует стремиться. Его поступки дают повод лишний раз задуматься над своей жизнью, над тем, насколько глубоко затронул нас процесс секуляризации общества и заново отстроить свои внутренние камертоны согласно высокой чистой ноте духовно-нравственной красоты и смирения.




4. Примечания
4.1. Примечания к части «1. Введение»:
[1] Неизвестный Нилус. - М.: 1995. -  т. 2, - С. 402
[2] Протоиерей Василий Смирнов// Московский журнал. 2007. N 4
[3] Новомученики и исповедники Российские. Сайт ПСТГУ http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/nm1/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFf8XUfOuW668UsOWfe8YUUC1VdOrgdO8ctk
[4] Доклад внучки священника Василия Смирнова Ю. Л. Адамия на заседании секции по новомученикам 30 октября 2015 года в Успенском женском монастыре г. Александрова  http://alexandrov-obitel.ru/?p=3232
[5] . Сайт Середской краевед:  https://vk.com/club102792160

4.2. Примечания к части «2.Основная часть»:
[1] . Неизвестный Нилус: сборник в 2-х томах: М., 1995. - т. 2, с. 402
[3]. На сайте ПСТГУ дается ссылка на архив УФСБ по Владимирской обл. Д.П-673. Л.13,17,21,22.
[4]. Дом помещиков Зубовых сохранился до наших дней.
[5]. В. В. Егорова (род. 1914, на момент опубликования воспоминаний М.В.Смирновой-Орловой в «Московском журнале», то есть в 2007 году, была жива. Данные о ее судьбе на данный момент отсутствуют).
[6]. Официально считается, что храм был разрушен в середине ХХ века. По другим сведениям в 70-х годах. Сейчас на его месте построен деревянный Успенский храм (см. Приложение 1, фото 8).
[7]. Преосвященным Никоном, епископом Владимирским и Суздальским
[8]. Супруга С.А. Нилуса Елена Александровна, в девичестве Озерова, бывшая камер-фрейлина Императрицы Марии Федоровны.
[9]. Согласно биографической справке, содержащейся в Полном собрании сочинений С.А.Нилуса. Т.1. 2009
[10]. Официально считается, что храм был разрушен в середине ХХ века. По другим сведениям в 70-х годах. (Согласно информации, собранной О.Л.Колесниковым)
[11]. А.Стрижев. Биографическая справка о С.А.Нилусе. http://www.hrono.ru/biograf/bio_n/nilus.php
[12]. Данные приведены по материалам доклада внучки протоиерея Василия Ю.Л. Адамия.
[13]. По сведениям из доклада внучки протоиерея Василия Ю.Л. Адамия.
[14]. В материалах, опубликованных ПСТГУ, датой окончания служения в Афанасьево назван 1935г.
[15]. Храм был закрыт решением облисполкома от 18 февраля 1941 г. (Источник: сайт Фурмановского благочиния http://fr-marinskoe.cerkov.ru/)
[16]. О плачевном состоянии храма и недостатке средств на его восстановление с сокрушением рассказывал благочинный Фурмановского района протоиерей Владимир Козлов.
[17]. Владимирской облпрокуратурой по 1930г. И прокуратурой Ивановской области по 1937 г.

4.3. Примечания к части «3. Заключение»:
[1] Казаринова В.И. От Плеса до Сараева. – М.: 1978; Сайт Середской краевед:  https://vk.com/club102792160
[2] В 1989 году.


5. Библиография
1.Доклад внучки священника Василия Смирнова Ю. Л. Адамия на заседании секции по новомученикам 30 октября 2015 года в Успенском женском монастыре г. Александрова
2. Казаринова В.И. От Плеса до Сараева. – М.: 1978
3. Неизвестный Нилус. - М.: 1995. -  т. 2, - С. 402.
4. Нилус С.А. Полное собрание сочинений. – М.: 2009. – т.1
5. Новомученики и исповедники Российские. Сайт ПСТГУ http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/nm1/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFf8XUfOuW668UsOWfe8YUUC1VdOrgdO8ctk
6. Сайт Середской краевед:  https://vk.com/club102792160
7. Стрижев А. Статья о С.Нилусе (сайт Хронос http://www.hrono.ru/biograf/bio_n/nilus.php)
8. Протоиерей Василий Смирнов// Московский журнал. 2007. N 4.  




Комментариев нет:

Отправить комментарий